Автобиографическая повесть о жизни в центре блокадного Ленинграда, в коммунальной квартире, глазами маленькой девочки, в кругу семьи, знакомых, родственников, их сослуживцев. Главной фигурой и стержнем миропорядка являлась бабушка, прожившая долго, пережившая своих детей, и не брошенная внучкой, которая вывезла 90-летнюю бабушку в эмиграцию. Повесть переплетена в виде двух линий – воспоминаний о блокадной жизни и писем из Америки другу о настоящих событиях, которые по драматизму и честности ощущений равноправны.
При назначении пенсии бабушке американский чиновник спрашивает, есть ли у неё круглый счёт в банке, золото, бриллианты, недвижимость. На удивлённое троекратное «нет» удивляется сам: что же смогло заставить вас взять бабушку с собой в другую страну?
"Николас, я хочу поделиться с вами опытом, как участник чистого эмпирического эксперимента. Я поняла, что у человека, в сущности, есть только один выбор: исполнение долга перед собой или перед другими. Если вдруг Вы еще не решили, не сидите между двух стульев, не задумываясь выбирайте первый. Его, по крайней мере, можно выполнить, в принципе. Выбрав второй, вы автоматически попадаете в неудачники. И не говорите мне, что перед первым будут в конце жизни вставать тени кредиторов. Второму они тоже свет застят. Вообще, Вы заметили, что в невыполнении долга всегда обвиняют только того, кто выполнял, выполнял, а потом один раз не выполнил?.. Так что выбирайте долг перед собой, Ни–кола–с, Ни–двора–с, потому что, скорей всего, это и есть то, чего хочет от нас не общество, не литература, черт бы ее побрал, а Господь. Верьте мне! А если не верите, выйдите на кухню и спросите кого хотите." (с)